12 февраля 2017

Сколько решений у дизайнерской задачи?

Ольга Шаврина
Когда-то я училась в школе и у нас были уроки математики. На них мы решали задачки, а в конце учебника были правильные ответы. Мы твердо знали: на ноль делить нельзя, под корнем не может быть минуса, ответ всегда ровный и круглый… В университете оказалось, что это брехня. На ноль делить очень даже можно, получается бесконечность. Минус под корнем – тоже дело житейское, ответы в задачах встречаются такие, что в строку не входят. Бывает, что ответ не единственный или его нет вообще.

А потом выяснилось, что в реальной жизни все еще хуже. Здесь даже задачи не сформулированы, исходные данные все время меняются, нет страницы с ответами, и вообще никто не знает, как правильно.

Дизайнерская задача – это прежде всего задача из реальной жизни, решение проблемы реальных пользователей в данный момент при текущих обстоятельствах. Правильного, единственного и постоянного решения у этих задач нет.
Проведем мысленный эксперимент
Представим на минутку, что у интерфейсной задачки есть идеальное решение. Неужели бы его не нашел, скажем, Apple? Не просто же так он выпускает каждый год лучший iPhone в мире. Это не означает, что прошлогодний девайс плох. Нет, он – отличный, он был лучшим решением на момент создания (ловко уворачиваюсь от летящих в меня помидоров от владельцев Android'ов). Но мир изменился, пользователи изменились и теперь стоят новые задачи.

Если бы удалось найти идеальную форму кнопки, цвет ссылки или шрифт, то все бы уже давно использовали именно их. Но посмотрите на приложения вокруг – все у всех разное.
Кнопки отправки письма в шести почтовых клиентах:
Правила тоже не работают
Мы любим правила, хоть и не признаем этого. Правила – это просто и понятно. Не ешь после шести, подчеркивай ссылки и крась в синий, размещай важный контент «до сгиба» и будет счастье. Ха! Как бы не так.

В общем виде правила не работают. Что хорошо для банковского приложения не годится для соцсети, что понятно студентам ставит в тупик взрослых пользователей. А еще есть мода, привычки, жизненный опыт, особенности браузера, уровень внимания и стресса пользователя, толщина его пальцев, острота зрения… Слишком много переменных, значения которых мы знаем в лучшем случае приблизительно.

Даже если бы мы знали, что наши пользователи – мужчины 28 лет, брюнеты, из Вологды и работают сварщиками, то в какой цвет стали бы красить кнопки – #438bca или #ee4e49, м?
Мы спорим не о том
Некоторые граждане (руководители, заказчики, да и просто коллеги по цеху) очень любят спорить о дизайне словами: «Мне не нравится эта форма кнопки, цвет скучный, стрелка должна быть справа, а не слева, так нельзя, это не правильно»… Если разобраться, эти фразы субъективны, основаны на неработающих правилах и просто не применимы к текущей ситуации.

Термины «правильно» и «не правильно» уместны на уроках математики или русского, но в задачах дизайна они теряют смысл. Можно сделать только «лучше» или «хуже» относительно текущей ситуации. Все! Фишка в том, что в общем случае никто не скажет что лучше, а что хуже, пока не попробует.

Дизайнерское решение может:
1
Нравиться или не нравиться конкретному человеку. То, что нравится дизайнеру может не понравиться пользователям, быть для них непривычным, непонятным и не приводить к решению задач. Конечно, если решение не нравится кому-то из команды или подопытным тестерам, на это стоит обратить внимание. Но надо иметь ввиду, что подобные оценки субъективны.
2
Работать или не работать. Быть понятным, помогать пользователю решать задачи, обеспечивать нужные внутренние конверсии, выстраивать доверие к бренду, в конечном итоге приносить компании деньги. Эти моменты и надо обсуждать, тестировать и улучшать.
Неплохое решение можно и своровать
– Давай просто скопируем эту штуку у конкурента!

Знакомо? Ничего плохого в таком подходе нет. Даже наоборот – куча плюсов, но есть нюансы. Например, у какого конкурента копировать? Чаще всего похожие «штуки» реализованы у разных конкурентов по-разному, и чем они думали, когда выбирали реализацию неизвестно. Да и не факт, что такое решение будет лучше вашего собственного.

Воровать или изобретать – ваше дело и ответственность все равно лежит на вас. Главное – не зацикливаться на поисках идеала, не обманывать себя, думая «уж я-то знаю, как правильно, у меня 12-летний опыт, 51 прочитанная книга и вообще я тут самый умный». Вместо этого двигаться в правильном направлении – вносить изменения и смотреть, улучшают они жизнь пользователей или нет.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Made on
Tilda